Автомобильная дорога к частному дому своими руками. Как строят дорогу из щебня
Основные варианты устройства автомобильной дороги на участке
Проложить качественную дорогу от основной автотрассы к своим загородным владениям можно, как своими силами, так и с помощью владельцев соседних участков, которые так же будут пользоваться дорогой в дальнейшем. Если данный автомобильный подъезд проляжет на пути к соседскому участку – сосед тоже будет иметь полное право пользоваться дорогой. Поэтому достичь договоренностей с соседями придется, так или иначе.
Устройство качественного автомобильного подъезда – совсем не обязательно будет стоить бешеных денег. Главное выполнять все работы грамотно и последовательно.
Разумеется, начинаем работу с подготовительной стадии. В первую очередь должна быть проведена разметка. Для ее проведения лучше всего использовать обычные колышки и веревку (шнур).
Важный момент! Для того чтобы правильно разбить местность на участки и сектора, необходимо соблюдать инструкции, прописанные в СНиПе 2.07.01 – 89.
Итак, разберем наиболее популярные и распространенные способы устройства автомобильного подъезда к частному дому.
Вариант с уплотнением грунта
Данный способ устройства автомобильной дороги можно назвать самым экономичным, но далеко не долговечным. При таком подходе грунт, как правило, приходится уплотнять повторно (причем неоднократно). Метод уплотнения грунтовой дороги подходит для тех улиц и переулков, по которым не проезжает грузовой транспорт и сельхозтехника.
Оптимальная почва при данном подходе – сухой и плотный грунт (каменистый или с плотным песком). Если на подступах к вашему участку преобладают рыхлые породы или глинозем, — метод с уплотнением дороги вам не подойдет.
Верхний слой грунта обычно уплотняют при помощи специальной строительной техники. Первыми в дело вступают бульдозеры, задача которых – съем верхнего слоя и выравнивание серьезных перепадов (неровностей). После этого производится уплотнение дороги катком.
Как видите, все расходы в рамках данного варианта сводятся к аренде спецтехники.
Вариант с дорогой из щебня
Дорогу, засыпанную щебенкой, можно увидеть практически в любом дачном или коттеджном поселке России. Данный подход имеет свои неоспоримые плюсы. Гравийный проезд не может быть размыт водой, толстый слой щебенки способен выдерживать серьезные нагрузки, вплоть, до единичных случаев проезда грузовых машин (в том числе, большегрузных). Дорога из щебня может прослужить много лет, если будет устроена в соответствии с правилами.
Итак, работу будем вести в следующей последовательности.
- В первую очередь должны быть сняты верхние слои грунта, которые практически непригодны для обустройства гравийной дороги. Для этого придется «прибегнуть к помощи» грейдера или бульдозера. Какую толщину должен иметь срезаемый слой? Это определяется на месте в каждом конкретном случае. Средний показатель – от 20 до 30 сантиметров.
- Перед устройством каждого последующего слоя сооружения необходимо настилать геотекстиль, таким образом, укрепляя основу.
- На следующем этапе выполняем песчаную «подушку», которая играет роль дренажного слоя. Рекомендуем сделать выбор в пользу крупнозернистого песка. Засыпаем гладь будущего автомобильного проезда слоем песка (толщина не менее 20 сантиметров) и тщательно уплотняем его.
- Переходим к укладке первого слоя щебенки (толщина слоя 15-20 сантиметров, фракция 50-70 миллиметров). Щебень можно смешать с небольшим количеством кирпичного или бетонного боя. Далее осуществляем поливку и уплотнение щебня. Для укрепления слоя щебенки используем геотекстиль, который следует настелить поверх гравия.
- Следующий шаг – засыпка второго слоя щебенки, на это раз – более мелкой (фракция 20-40 миллиметров). Со вторым слоем проделываем все те же манипуляции, что и с первым.
- Теперь наступает черед работы спецтехники. При помощи бульдозера или грейдера производим выравнивание плоскости дороги в соответствии с проектом.
- В заключении посыпаем дорожное полотно совсем мелким щебнем (от 5 до 20 миллиметров) и еще раз выравниваем поверхность.
Стометровая автодорога из щебня обойдется вам примерно в 30-35 тысяч рублей. В принципе, есть бюджетный вариант с использованием только одного слоя щебенки. Однако при таком подходе дороге требуется регулярное обновление.
Вариант с дорожными плитами
Дорожные плиты в продаже представлены в виде готовых изделий из железобетона. Размер такого изделия может быть очень разным, различается соответственно и стоимость плиты. В целом, этот вариант можно считать достаточно дорогим, однако он имеет ряд серьезных преимуществ:
- покрытие их дорожных плит спокойно выдерживает даже самые тяжелые большегрузные автомобили;
- если укладка плит была осуществлена правильно, вероятность их повреждения – минимальна;
- дорога данного типа не может быть размыта, в принципе.
Если вы планируете устройство автомобильного проезда с небольшой протяженностью, — данный подход можно считать оптимальным.
Перед тем, как начать укладку железобетонных плит, необходимо провести ряд подготовительных работ. В первую очередь снимаем верхний слой грунта, и уплотняем его. Далее выполняем песчаную подушку и оборудуем слой геотекстиля (вариант – строительная сетка). Следующий слой – щебенка. Такой «многослойный пирог» будет распределять нагрузку равномерно по поверхностям плит, в результате они будут оставаться целыми на протяжении многих лет.
Вариант с брусчаткой и плиткой
Этот вариант можно назвать наиболее эстетичным из всех перечисленных. Дорожная и плитка и брусчатка прекрасно смотрятся в качестве покрытия не очень длинного автомобильного подъезда.
Если мы сравним два данных вида покрытия, то быстро сделаем вывод, что между ними нем особенной разницы по таким ключевым признакам, как толщина, цвет и конфигурация. Главное различие – разная несущая способность материалов.
- брусчатка способна выдержать любую тяжелую грузовую технику. Даже регулярный проезд многотонных автомобилей не нанесет вред данному покрытию;
- если вы сделали выбор в пользу плитки, учитывайте, что ездить по такому покрытию без ущерба для дороги могут только легковые машины.
Итак, для обустройства автомобильного проезда к вашему участку мы рекомендуем использовать брусчатку, а не плитку. Оптимальный вариант – разновидности брусчатки, выполненные из цельных твердых камней.
Многие собственники загородных территорий используют некоторые виды брусчатки также и при обустройстве территорий, расположенных в непосредственной близости к дому.
Бетонное покрытие, бетонная дорога
Теперь разберемся, как сделать дорогу для дачи своими руками из бетона.
В качестве балласта для дороги с бетонным покрытием используют щебень фракции 20-40, выравнивающий песчаный слой не устраивают. Если по дороге возможно движение большегрузных автомобилей, полотно желательно усилить вязаной сеткой с ячейкой стороной 250-300 мм из арматуры A-I диаметром 6 мм. Или сварной проволочной сеткой со стороной ячейки 150-200 мм и диаметром проволоки 3-4 мм.
Схема устройства дороги на даче с покрытием из бетона, асфальта
Для дорожного полотна не применяют инвентарные маяки из оцинкованной стали, поскольку с течением времени бетон вокруг них разрушается, а сами маяки, стираясь и ломаясь, создают опасность для колес. Бетон укладывают по маячным рейкам, которые после схватывания состава (обычно уже на следующий день или через сутки) удаляют. Оставшиеся канавки заделывают бетоном такой же марки на мелком заполнителе.
Для полотна применяют бетон марки не ниже 200 при толщине слоя не менее 100 мм.
Покрытие из брусчатки, дорога из брусчатки
Для устройства покрытия из естественных камней вам понадобится инструмент для колки и обработки камня: небольшая кувалда, зубила, клинья. Из электроинструмента незаменима УШМ («болгарка») или мощный перфоратор с комплектом насадок по камню. Для камней искусственных, которые не нуждаются в дополнительной обработке, можно обойтись только «болгаркой», хотя, разумеется, стационарный станок для резки каменной плитки более предпочтителен.
Схема устройства дороги с покрытием из брусчатки
Камни укладывают на песчаную подушку вплотную друг к другу, подтесывая при необходимости. Осаживаются массивным резиновым или деревянным молотком (трамбовкой) до тех пор, пока усадка полностью не прекратится. Швы между камнями просыпаются цементно-песчаной смесью в пропорции 1:5.
Если слабые грунты диктуют значительную глубину корыта, до нужной отметки полотно доводится отсыпкой балласта. При этом сначала укладываются камни крупных фракций, которые затем расклиниваются более мелкими и просыпаются песком (рис. 1).
Рекомендую: Каков срок службы паркета из дуба?
Уплотнение грунта
Самый бюджетный способ сделать дорогу для машины к земельному участку. Такое покрытие называют также «времянкой», так как срок службы не превышает 2 лет. Раз в год грунт нужно дополнительно уплотнять, чтобы повысить ресурсность. Способ применяют для организации временного подъезда к дому. Полотно не предназначено для движения грузового транспорта или тяжелой техники.
Технология не применяется на болотистой местности. Грунт должен быть плотным, каменистым, сухим. В противном случае полотно быстро просядет и станет непригодным для движения легкового транспорта.
При строительстве дороги к участку используют бульдозер и каток. Бульдозером удаляют верхний слой грунта, а катком выравнивают и уплотняют подготовленную поверхность. При выборе такого способа укладки оплачивать придется только работу спецтехники. Никакие материалы для строительства подъездного пути не требуются.
Щебенка
Полотно из щебня чаще всего можно встретить в поселках, деревнях, частном секторе. Она дешевая и практичная, хотя выглядит непрезентабельно. Щебенчатое покрытие не боится воды, перепада температур, предназначено для движения тяжелого транспорта. При правильном использовании покрытие подъездных дорог будет служить не меньше 4 лет.
Укладка щебня производится по определенной технологии:
- удаление верхнего грунтового слоя бульдозером или грейдером – толщина снимаемого слоя достигает 30 см;
- укладка геотекстильного уплотнителя — укрепляет основание;
- формирование песчаной «подушки» — выполняет функцию дренажа, для подушки используют крупнофракционный щебень или песок, после укладки слой уплотняют;
- обработка поверхности водой с повторным уплотнением;
- укладка второго слоя щебня среднего размера (20-40 мм) с трамбовкой;
- укладка финишного слоя мелкофракционного щебня (5-15 мм);
- тщательная финишная трамбовка.
Стоимость прокладки дороги к участку протяженностью 100 метров составит около 35 000 рублей. Если проложить один слой щебня на подушку, можно сэкономить порядка 10 000 рублей. Но обновлять покрытие в этом случае придется гораздо чаще.
Дорожные плиты
В продаже есть готовые плиты из бетона, которые используют для строительства дороги частного сектора. Производители выпускают плиты разного размера и толщины. Габариты материала влияют на стоимость.
Преимущества укладки плит:
- полотно выдерживает высокие нагрузки;
- не размывается водой;
- обладает высокой стойкостью.
Если необходимо сделать подъездную дорогу протяженностью до 100 метров, получится вполне выгодно. Стоимость одного метра плиты составит около 4000 рублей.
Перед монтажом плит нужно подготовить основание. Мастера снимают верхний слой грунта бульдозером, а затем уплотняют поверхность катком. Плиты укладываются только на дорожную подушку из песка или геотекстиль. Основание равномерно распределяет нагрузку на плиты, что повышает срок эксплуатации.
Оставьте запрос на консультацию или выезд инженера
Как к вам обращаться: *
Телефон для связи: *
Укажите вид работы: *Асфальтирование Строительство дороги «под ключ» Другие работы
Отправить
Плитка и брусчатка
Материал смотрится изысканно и богато. Обычно, их используют для обустройства придомовой территории во дворе. Отличие брусчатки и плитки – во внешнем виде и несущей способности. Брусчатка выдерживает высокие нагрузки, включая проезд грузовой техники. Подъездная дорога к участку из плитки не рассчитана на движение грузового транспорта. Максимальный вес – легковой автомобиль.
Если необходимо организовать подъездной путь к дому, лучше использовать практичную и прочную брусчатку. Плиткой можно выложить территорию во дворе, где движение транспорта ограничено.
- Для строительства подъездной дороги к земельному участку из плитки и брусчатки нужно подготовить основание и тщательно скрепить элементы между собой.
- После разметки территории бульдозером или грейдером удаляют верхний грунтовый слой, формируя ровное основание. Если уровень грунтовых вод высокий, необходимо вырыть по бокам дополнительные траншеи для отвода.
- На основание укладывают песчаную подушку или геотекстиль, чтобы сделать его прочным и исключить проседание грунта. Основание трамбуют виброплитой или катком, смачивая водой.
- После подготовки основания выкладывают бордюры, они необходимы, чтобы удержать цементную смесь и плитку. После высыхания бордюр необходимо сформировать еще один щебенчатый слой толщиной до 10 см.
5. После укладки щебня можно приступать к формированию брусчатой или плиточной поверхности. Для приклеивания элементов между собой используется песчано-цементная смесь. Мастера выкладывают раствор на подготовленное основание и выравнивают. Сверху укладывается плитка.
6. После укладки плитки или брусчатки поверхность еще раз выравнивают виброплитой или катком. Швы заполняют песком.
Стоимость построить дорогу к участку около 50 000 рублей за 100 квадратных метров.
Асфальтовое покрытие
Самое прочное покрытие для строительства дороги к участку – асфальт. Его делают из асфальтовой крошки или асфальтобетона. Укладка асфальта подъездных дорог осуществляется в несколько этапов:
- подготовка основания;
- формирование песчаной подушки;
- трамбовка;
- укладка асфальта в один или два слоя с трамбовкой;
- финишное покрытие мелкофракционным асфальтом.
Асфальт смотрится аккуратно и прослужит не меньше 5-7 лет. Он предназначен для движения грузового и легкового транспорта. Стоимость дорожного полотна к участку 100 метров обойдется в районе 50 000 рублей.
Инструменты и материалы
Щебень производится из цельной породы с помощью дробилок и грохоталок, в которых есть возможность регулировки размола по фракции.
А для работы с щебнем при возведении парковки понадобятся:
- Носилки или тачка.
- Совковая лопата.
- Доски для создания формовки под участок парковки. Своего рода это опалубка для засыпки материала.
Бюджет
Стоимость работ по организации въезда может быть разной. Цена будет зависеть от протяженности и сложности работы, а также от используемых материалов. Заезд на участок может быть выполнен из дерева, бетона, кирпича, асфальта и иных материалов. Еще один фактор, влияющий на стоимость, – как будет обустраиваться въезд: под уклон, через канаву или с дренажной системой.
Какой щебень нужен для грунтовых дорог
Здесь, в первую очередь, следует обратить внимание на размер зерен материала и породу.
Оптимальным выбором будут следующие разновидности:
- Для устройства временных дорог – амфиболитовый щебень 40-120 или щебень габбро 80-120. Это если вы планируете обустроить проезд для тяжелой техники. А для легковых автомобилей подойдет фракция 40-70 из гранита и серпентинита. Можно также использовать мрамор 40-70, но у него очень низкая прочность и морозостойкость.
- Для устройства однослойных дорог или засыпки нижнего слоя – гранитный или серпентинитовый щебень фракции 40-70. Несмотря на наличие такой же мраморной фракции, ее лучше не использовать по причине низких характеристик.
- Для верхних слоев дороги – гранитная, амфиболитовая, серпентинитовая и диоритовая разновидности фракции 20-40. Все эти материалы обладают высокой прочностью и морозостойкостью. Очень редко в целях экономии покупают мрамор 20-40, но его показатели значительно ниже.
- Для расклинцовки – щебень габбро 5-10, а также фракция 5-20 из диорита и известняка или гранитный щебень 5-25.
- В качестве комбинации фракции 20-40 и 5-10, 5-20 или 5-25 – гранитный щебень 20-70 или щебень габбро 20-80.
- Для ремонта грунтовых дорог – щебень фракции 20-40, 20-70 и 40-70 из гранита, габбро 20-80, амфиболитовая фракция 20-40, диорит 20-40, серпентинит 20-40 и 40-70, известняк 20-40, а также мраморный щебень 20-40 или 40-70.
Перейдя по ссылкам, вы можете почитать подробнее об этих разновидностях, а также купить любую из них.
Альтернативные решения
При появлении значительных проблем выявляются альтернативные способы их решения. При большом угле уклона, въезд придется обеспечивать по кривой траектории, что поможет постепенно уменьшить величину перепада высот. Если площадь перед участком не позволяет сделать это, то обустраивается удлиненный подъезд, идущий параллельно участку. Перед воротами делается площадка для поворота.
Слишком большие канавы и неровности иногда приходится обходить, делая въезд с задней стороны участка. С фронтальной стороны возводится только небольшой мостик и устанавливается калитка для входа в пешем порядке.
[stextbox id=’warning’]Рекомендуем к прочтению: Какой улей выбрать и как сделать самостоятельно на своем участке?[/stextbox]
Нормативные требования
Где будет расположен въезд, владелец участка решает самостоятельно. Однако, перед проведением работ необходимо учесть нормы СНиП:
- Заезд на участок не должен мешать движению транспорта по основной магистрали.
- Минимальная ширина въезда – не менее 4 м., а в месте примыкания к дороге – не менее 8 м.
- Въезд следует располагать на одном уровне с дорогой.
При наличии на участке подземных коммуникаций необходимо сделать отметки о расположении этих объектов на проекте. Все системы должны остаться в неприкосновенности.
Рекомендуется также изучить строительные нормы в СНТ/дачном поселке/ТСЖ.
Подготовка к строительству подъездных дорог
Перед укладкой дорожного полотна мастера делают разметку. Для правильной разметки они руководствуются нормами СНиП 2.07.01.89:
- для движения транспорта в поселке должно быть две полосы по 275 см;
- подъезд к дому может быть однополосным, ширина составляет не меньше 350 см;
- между участками должно быть расстояние не меньше 300 см шириной с обязательным обустройством тротуара.
Тупики не должны быть больше 150 метров, на однополосных путях должны быть «карманы» для пропуска встречных автомобилей.
Хотите получить лучшую цену?
Закажите смету на устройство асфальтобетонных покрытий от 390 руб/м2 с материалом Получить смету на услуги
Технологии строительства дорог частного сектора
Путь к дому прокладывается от основной поселковой трассы. Если по соседству в частном секторе есть другие дома, можно скооперироваться с соседями и сэкономить на строительстве. Построить дорогу к дому можно пятью разными способами:
- Уплотнение грунта.
- Укладка щебенки.
- Дорожные плиты.
- Плитка или брусчатка.
- Асфальтовое покрытие.
Свойства покрытия для заезда на участок
Во время строительства через въездные ворота предполагается активное движение тяжелой техники, груженой не менее тяжелыми стройматериалами (бетон, цемент, кирпич, песок и пр.) По этой причине поверхность участка перед воротами ежедневно повергается достаточно интенсивным нагрузкам. Для того, чтобы максимально продлить срок службы покрытия важен очень ответственный подход к выбору строительных материалов.
Требования для качественного покрытия:
- водонепроницаемость;
- высокая вибрационная устойчивость;
- стойкость к температурным колебаниям;
- стойкость к интенсивным нагрузкам.
Учитывая вышеперечисленные требования, покрытие перед въездом может монолитным (плита из железобетона) или насыпным (щебень, гравий, шлак, песок).
Выбор подходящего места для будущей площадки
Подбор места на территории частного подворья зависит от его площади. На небольших придомовых участках парковка обустраивается непосредственно у забора, где монтируются въездные ворота.
Если площадь позволяет, то парковку организовывают возле дома или в глуби территории, но при этом необходимо продумать подъезды и их оформление.
Этапы работ
В зависимости от расположения дороги и природных факторов, при строительстве сооружают различные канавы, кюветы и дренажные системы для отвода воды. Ведь всем известно, что вода может быстро испортить любую дорогу, если не уменьшить до минимума ее попадание на покрытие.
Слой щебня для проезда должен быть высотой около 40 см. Форма дороги должна иметь выпуклый профиль и образовывать поперечные уклоны – примерно по 4% с каждой стороны от оси. Это обеспечит надлежащий дренаж дорожного покрытия, предотвратит его размягчение и образование колей. Работы выполняются по следующей хронологии:
В первую очередь необходимо убрать верхний почвенный слой на глубину 20—30 см. Для этого понадобится грейдер или бульдозер.
Для укрепления основания дороги под слои выстилается геотекстиль. Без геотекстиля щебень будет утопать в грунте, а с ним он стабилен и прочно лежит на месте не сдвигаясь. Геотекстиль даже можно класть сразу на грунт, не снимая верхний слой, что упрощает и удешевляет работы. Листы ткани кладут внахлест 10—15 см.
Обустраивается песчаная подушка для дренажа поступающей воды. Благодаря этому покрытие не размоется, и не изменит форму. Крупный песок отсыпают слоем около 20 см и хорошенько уплотняют. Если дорога делается на песчаных грунтах, то такую подсыпку можно и не делать. В этом просто отпадает необходимость.
Первый слой состоит из щебенки фракции 40—70 мм. Его высота должна быть 10—20 см. Для этих целей также можно использовать дробленый бетон или битый кирпич. Хотя кирпичный бой не самый лучший вариант на сырых почвах — со временем он насыщается влагой и становится хрупким. Полученный слой сверху поливают водой и уплотняют. По желанию этот слой можно накрыть, чтобы камни держались на месте и не «гуляли». Для покрытия используют геотекстиль или засыпают материал в специальную дорожную сетку. Но для экономии эти материалы не применяются.
Следующим идет слой щебня более мелкой фракции — 20—40 мм. Он, как и слой выше, поливается, уплотняется, закрывается геотекстилем.
После укладки двух слоев щебня по пирогу должен пройтись грейдер и хорошо выровнять поверхность согласно проекту.
В последнюю очередь поверхность укрепляется мелким щебнем 5—20 мм. Этот материал служит для заполнения образованного между крупными частицами пространства. После укатки полотно становится плотным и удобным для передвижения автотранспорта.
Въезд с твердым покрытием
На ровной площадке подготовительный этап по обустройству въезда с твердым покрытием чуть сложнее предыдущего варианта:
- ширину корыта делают на 0.5 м больше ширины покрытия;
- после утрамбовки дна рекомендуют стелить геомембрану (для предотвращения прорастания растений и разрушения дорожного пирога);
- при выборе глубины канавы учитывают толщину дорожных одежд (за вычетом возвышения над уровнем земли).
В качестве твердого покрытия используют чаще всего такие материалы:
- асфальтовую крошку;
- монолитный железобетон;
- дорожные плиты;
- брусчатку.
Въезд с покрытием из асфальтовой крошки
Для асфальтовой крошки во время подготовки дорожного корыта дно канавы профилируют, формируя небольшой уклон от оси к обочинам.
Затем обустраивают основание для покрытия:
- Насыпают слой песка толщиной до 10 см. Выравнивают по профилю дна, поливают и трамбуют.
- Устанавливают бордюры на подушку из бетона марки М200. Закрепляют цементно-песчаным раствором.
- Засыпают щебень крупной и средней фракции. Толщина слоя 20-25 см. Трамбуют, формируя профиль дороги.
- Обрабатывают верхний слой вяжущим материалом (битумом).
- Засыпают первый слой асфальтовой крошки. Разравнивают, трамбуют до расклинивания щебенки основания.
- Поливают поверхность первого слоя горячим битумом.
- Засыпают второй, выравнивающий слой. Прокатывают катком. Толщина выравнивающего слоя — не менее 3 см.
Общая толщина асфальтового покрытия: не менее 6 см для легковых машин, и не менее 8 см, если на участок будет заезжать транспортные средства тяжелее 2 тонн (большие внедорожники, микроавтобусы и грузовики).
Въезд из монолитного железобетона
В отличие от предыдущего варианта дорожное корыто устраивают без уклона от оси к обочинам. Затем работы проходят по следующей схеме:
- Засыпают песок, разравнивают, поливают и трамбуют.
- Засыпают слой щебня средней фракции. Толщина слоя 10-15 см. Выравнивают.
- Засыпают слой щебня мелкой фракции. Толщина слоя — до 5 см, но при расклинивании крупной фракции большая часть материала уйдет на заполнение пустот. Выравнивают и трамбуют.
- Ставят опалубку.
- Армируют.
- Заливают бетон, уплотняют и оставляют до набора распалубочной прочности (приблизительно 2-3 дня при нормальных условиях).
- Снимают опалубку.
- Устанавливают бордюры.
- Укрывают поверхность бетона. Периодически поливают до набора марочной прочности (в нормальных условиях общая продолжительность — 4 недели).
Как выбрать схему армирования и толщину бетона
Основная сложность обустройства монолитного железобетонного дорожного покрытия заключается в выборе схемы армирования, толщины плиты и марки бетона. Если все делать правильно, нужен расчет с учетом нагрузок. Но обычно поступают проще, выбирая один из двух способов:
- «делают как у соседа»;
- повторяют уже готовые решения, в которых это все рассчитано и учтено.
Читайте также: Проекты сараев для дачи своими руками
Первый способ не всегда работает. Обычная практика сводится к тому, что слой бетона в 10 см армируют одной сеткой 200х200 мм, используя пруток диаметром 8-10 см. В качестве площадки или подъездной дороги для легкового автомобиля этого бывает вполне достаточно, но тяжелые машины при проезде могут продавить бетон.
Более надежный вариант — это «скопировать» конструкцию дорожной плиты, которая довольно подробно описана в нормативных документах.
А учитывая более легкие условия эксплуатации, эту конструкцию можно упростить (или облегчить).
Наиболее простой для копирования вариант — дорожная плита 1П18-15-10. У нее такие характеристики:
- рассчитана на нагрузку до 10 тонн;
- сделана из бетона В30 (М400);
- толщина 160 мм;
- используются две сварные сетки из арматуры класса AIII диаметром 10 мм (продольные стержни) и 8 мм (поперечные стержни);
- размер ячейки сетки 310х240 мм;
- сетки в каркас соединяются арматурой класса AI диаметром 10 мм.
- межосевое расстояние между сетками — 55 мм;
- расстояние от поверхности бетона до арматуры — 50 мм.
Первое, что можно упростить — заменить класс бетона на более легкий. Для въезда на участок вполне достаточно, если бетон будет класса В22.5, или марки М300 (для справки: такой же бетон используют в плитах для второстепенных дорог).
Второе упрощение — замена продольных стержней сеток на арматуру того же класса, но с диаметром 8 мм. Уменьшение класса прочности бетона и частичное облегчение армирующего каркаса приведет к уменьшению расчетной нагрузки, но не более чем в два раза. А если учесть, что сетки в этом случае связывают, а не сваривают, то такая плита выдержит автомобиль с общим весом не менее 5 тонн.
Можно ли уменьшить толщину бетона и провести армирование одной сеткой? В принципе можно, если уменьшить ячейку до размера 200х200 мм, а диаметр прутка увеличить до 12 мм (причем лучше использовать предварительно напряженную арматуру).
Но, с учетом расстояния от арматуры до поверхности бетона (5 см) и диаметров двух прутков сетки (2.5 см), толщина плиты будет равна 12.5 см. То есть, выигрыш незначителен. И надо понимать, что сопротивление на изгиб у одной сетки меньше, чем у каркаса из двух сеток, даже при условии соблюдения равенства удельной массы арматуры к общей массе железобетона.
Деформационные швы
Монолитные площадки, дороги и дорожки обязательно имеют деформационные швы.
У дорожных плит таких швов нет (не те размеры), а в полотне дороги они получаются естественным образом.
Обычно для монолитных покрытий деформационные швы совмещают с технологическими, и расстояния между ними принимают равным размеру захвата одной заливки. Поэтому на стадии монтажа опалубки и установки армирующего каркаса в местах швов закладывают рейки. Они должны:
- находиться на уровне поверхности дороги с учетом формирования уклона для стока воды (эти же рейки используют в качестве маяков);
- быть шириной 15-20 мм;
- иметь высоту не менее 4 см (¼ от толщины бетона в 16 см);
- быть на расстоянии друг от друга не более 4 м (25-кратная толщина бетона).
Поверхность плиты должна быть укрыта не позже четырех часов после заливки (для предотвращения обезвоживания бетона).
По истечении двух недель плиту раскрывают, извлекают из бетона рейки, а вместо них заливают битумную мастику, содержащую около 20% от объема минеральные наполнители (песок и отсев щебня).
Укрепление поверхности
В необработанном виде бетон «пылит» (не устойчив к истиранию). Самый простой способ — железнение (втирание в поверхность цемента). Сухое железнение проводят сразу после заливки бетона, мокрое — спустя две недели.
Еще один способ укрепления поверхности — топпинг (втирание смеси с добавками, увеличивающими сопротивление к истираемости). Всего применяют три вида добавок — кварцевые, корундовые и металлизированные. Самым распространенным является топпинг с использованием кварцевого песка. Его прочность достаточна для того, чтобы выдержать средние нагрузки, а стоимость сырья самая низкая.
Читайте также: Из чего делать баню для дачи — советы эксперта!
Технология упрочнения поверхности следующая:
- Когда на поверхности образуется бетонное молочко, засыпают первую порцию смеси для топпинга (приблизительно 2/3);
- Равномерно распределяют смесь по всей поверхности;
- Когда смесь впитает влагу, начинают заглаживание, в процессе которого поверхность несколько раз смачивают водой;
- Когда получится однородная и ровная поверхность, наносят оставшиеся 1/3 сухой смеси для топпинга.
- Поверхность опять выравнивают и разглаживают, а когда она приобретет начальную твердость, начинают затирку.
Въезд из брусчатки
Есть разные схемы укладки брусчатки для въезда транспорта, но в любом случае дорожная брусчатка должна иметь высоту 70-80 мм. Наиболее надежная схема включает бетонную подготовку, как один из слоев основания.
Технология укладки брусчатки выглядит так:
- Готовят дорожное корыто из уплотненного грунта. Формируют уклоны.
- Засыпают слой среднезернистого песка толщиной от 20 до 40 см (зависит от характера грунта и предполагаемых нагрузок).
- Заливают слой тощего бетона В7.5 (М100). Толщина слоя — 15-20 см.
- Устанавливают бордюры.
- Укладывают стяжку из цементно-песчаной смеси толщиной не менее 5 см.
- На стяжку укладывают камни брусчатки, соблюдая предусмотренные изготовителем зазоры между отдельными элементами.
- Засыпают швы сухой смесью из песка и цемента. Соотношение частей смеси: 6:1 для цемента М500 или 5:1 для цемента М400.
Въезд из дорожных плит
Вначале определяются с видом плит и их количеством, необходимым для устройства въезда на участок. Это могут быть и бывшие в употреблении плиты, прочность которых, как правило, вполне достаточная, чтобы выдерживать нагрузки от заезжающих на участок машин.
Затем разрабатывают проект, и в соответствии с ним проводят разметку и подготовку дорожного корыта.
Процесс укладки плит проходит так:
- Засыпают щебень средней и мелкой фракции слоем 10-15 см. Выравнивают и трамбуют.
- Засыпают карьерный песок. Выравнивают, трамбуют, проверяют ровность поверхности. При необходимости подсыпают и трамбуют песок до тех пор пока под трехметровой рейкой просветы в любой точке будут меньше 1 см.
- С помощью крана плиты укладывают встык друг с другом или с небольшим просветом. В последнем случае зазоры засыпают песком или смесью песка и цемента.
Способ 5: брусчатка и плитка тротуарная
Это эстетичные виды дорожного покрытия, идеально подходят для обустройства подъезда к участку до входной двери.
Если сравнить брусчатку и плиту, можно прийти к выводу, что это примерно одно и то же изделие: нет четкого распределения по форме и толщине, цвету. Основное отличие заключается в несущей способности элементов:
- Плитка подходит для покрытия тротуаров и проездов для легких автомобилей;
- По брусчатке может ездить тяжелая техника, покрытие при этом не портится.
Вывод: для подъезда к территории и между участками целесообразно выбрать брусчатку. Лучше, если она будет вырезана из цельного камня твердых пород. Плитка идеальна для садовых дорожек, придомовой территории и зон отдыха. Владельцы частных домов, выбравшие брусчатку в качестве покрытия дороги до участка, используют ее и для строительства полотна придомовой территории – изделие ничем не уступает плитке по эстетическим свойствам.
Что понадобится для укладки плитки и брусчатки:
- Цементно-песчаный раствор, который можно приготовить прямо на строительной площадке;
- Лопаты штыковые и совковые;
- Болгарка со сменными дисками для пиления бордюра и брусчатки при необходимости;
- Рулетка;
- Гидроуровень;
- Грабли;
- Гладилка для песка, можно заменить доской с приколоченной ручкой;
- Кельмы;
- Молоток резиновый для фиксации брусчатки. Обычный не подойдет.
- Емкость для смешивания компонентов;
- Поливочный шланг с насадкой-дождиком;
- Виброплита для уплотнения грунта и песка.
Построить дорожное покрытие из брусчатки несложно, достаточно придерживаться алгоритма:
- После разметки снимают слой грунта лопатами, сверяя ровность дна уровнем. Необходимо добиться максимально ровной поверхности основания. При строительстве проезда между участками эту работу может выполнить бульдозер.
- При высоком уровне грунтовых вод по краям дополнительно выкапывают траншеи под трубы.
- На подготовленное дно укладывают геотекстиль. Если требуется положить полотна внахлест, он должен составлять 30-50сантиметров. Необходимо, чтобы края траншеи тоже были закрыты.
- Насыпаем на дно песок толщиной 10 см и поливаем его обильно из шланга с насадкой-дождиком. Тщательно утрамбовываем виброплитой несколько раз, каждый раз смачивая песок.
- Закрываем песок геотекстилем и выставляем бордюры, сверяем их ровность.
- Затираем тощим бетоном швы между бордюрами и оставляем застывать.
- Засыпаем щебень фракцией 5-20 мм слоем 10 см и утрамбовываем виброплитой.
- Снова закрываем слой геотекстилем и приступаем к укладке брусчатки или плитки.
- Готовим раствор: 5 частей песка и 1 часть цемента затворяем таким количеством возы, чтобы получилась густая, но подвижная смесь. Выкладываем её на подготовленное основание слоем 4-8 см. Разравниваем граблями.
- Укладываем плитку или брусчатку по схеме или произвольно (зависит от формы изделия). Для соблюдения расстояния используем крестики для швов. Если нужна подрезка, следует произвести ее заранее до выкладки раствора. Каждый элемент пристукиваеи резиновым молотком.
- Послу выкладки дорожки подметаем и проходим по полотну виброплитой.
- Заполнение швов между брусчаткой и плиткой заполняем обычным песком.
Подъезд к участку из брусчатки – дорогое удовольствие, но дорога прослужит не одно десятилетия без потребности в ремонте.
Стоимость дороги определяется ценой материалов, в среднем – до 5 тысяч за квадратный метр.
Дорожные плиты
Производители предлагают уже готовые к установке дорожные плиты, выполненные из железобетона. Такая продукция представлена в широком разнообразии размеров, от которых зависит стоимость плит. Это достаточно недешевое удовольствие, однако у него имеются неоспоримые достоинства:
- дорога из плит рассчитана на серьезные нагрузки — возможно движение даже большегрузов;
- такое покрытие не размывает;
- отсутствие риска повреждения (при соблюдении технологии укладки).
Если вам нужна дорога минимальной протяженности — это решение будет наиболее целесообразным.
Перед установкой дорожных плит из железобетона осуществляется соответствующая подготовка. Прежде всего, удаляется верхний слой грунта, после чего его уплотняют. Затем обустраивается подушка из песка и укладывается строительная сетка либо геотекстиль. На следующем этапе наносится щебёнка. Благодаря тому, что основание состоит из нескольких слоев, нагрузка на плиты будет распределяться максимально равномерно, что сохранит их первоначальные характеристики в течение большого срока службы.
Подготовительные мероприятия перед обустройством въезда на участок
Прежде всего для выполнения поставленной задачи необходимо определиться с бюджетом и провести предварительные расчеты, согласно которым выделяется сумма для закупки необходимых материалов. Экономить на расходах точно не стоит — материалы для обустройства подъездных путей должны быть качественными.
Обустройство въезда деревянными шпалами
Часто можно встретить въезды на частную территорию, оформленные шпалами. Это дешевый и эффективный способ создания проезда на небольшом участке.
- 1) Снимаем верхний слой грунта;
- 2) Желательно уложить геотекстиль;
- 3) Засыпаем щебень слоем 20 см, уплотняем;
- 4) Выкладываем шпалы.
Щебень отводит воду от дерева и шпала лучше сохраняется. Плюс способа – низкая стоимость дорожного участка.
Способ 2: засыпка щебнем
Засыпанная щебнем дорога к даче – вариант часто встречающийся в сельской местности и частных кооперативах. Её не размывает водой, засыпка выдерживает нагрузку даже от нечастого передвижения большегрузов. Полотно будет служить долго, если уложить его по правильной технологии.
Как сделать дорогу:
- Первым делом необходимо снять верхний слой грунта: он самый рыхлый и непригодный для устройства покрытия. Срезают почву грейдером или бульдозером. Толщина слоя определяется индивидуально, в среднем – 20-30 см.
- Выстилка геотекстиля под первый и последующий слои пирога дороги обязательна: он укрепляет основание.
- Переходим к обустройству песчаной подушки: она дренирует поступающую воду и не дает покрытию размыться, изменить форму. Следует выбрать крупный песок, отсыпать на поверхность будущей дороги слой минимум 20 см и хорошо его уплотнить.
- Теперь выкладываем первый слой (10-20 см) крупного щебня фракции 40-70 мм. Сюда можно добавить бой бетона и кирпича. Поливаем, уплотняем его и сверху закрываем геотекстилем или специальной дорожной сеткой. Этого можно не делать, но с ткань лучше держит камни на месте и полотно будет держаться крепко.
- Второй слой щебня помельче (20-40 мм) засыпаем поверх первого и так же поливаем, уплотняем, закрываем геотекстилем.
- Далее загоняем на участок грейдер и выравниваем плоскость полотна по проекту.
- Теперь укрепляем поверхность дороги мелкой щебенкой 5-20 мм и укатываем ее. Она заполнит пространство между крупными частицами и сделает передвижение по полотну комфортным.
Стоимость 100 метров такой дороги выходит около 20-30 тыс. руб. Можно сэкономить и обойтись одном слоем щебня, но такое покрытие постоянно придется обновлять. Его стоимость составит 15 000 руб. за 100 погонных метров.